История семьи Сансон | The Executioner

История семьи Сансон

История семьи Сансон
21.03.2017 admin

Популярный исторический анекдот: французский император Наполеон Бонопарт, повстречавшись с парижским палачом в отставке, спросил у него, может ли он, палач, спокойно спать, казнив столько людей. И палач ответил: «Если короли, диктаторы и императоры спят спокойно, почему же я не должен?»

Вот таким был известный на всю Францию Шарль Анри Сансон, четвёртый и самый знаменитый представитель парижской династии палачей. Про его жизнь написаны целые книги (одна из них даже подписана именем его потомка). Если хотите вдохновиться жизнью этого удивительного человека, который стал символом своей эпохи, то почитайте очерк Эдварда Радзинского, который крайне восторженно и с огромным количеством художественных описаний рассказывает о знаменитом палаче. Мы же здесь приведём только самые интересные факты о самой знаменитой в мире династии палачей.

Дурная слава — всё равно слава

Он казнил известнейших людей Франции, среди которых Людовик XVI, его сестра Елизавета и жена Мария-Антуанетта, революционеры Демулен, Дантон и Робеспьер, убийца Марата Шарлотта Корде и химик Лавуазье… Можно смело сказать, что Сансон вместе со своей страшной гильотиной был центральным персонажем Великой Французской Революции.

Считается, что всего на его счету “того самого” Сансона 2918 казни — через сожжение, повешение, отрубание головы, колесование и четвертование — причём технологию последней казни семья Сансонов специально восстанавливала по старинным записям ради незадачливого Робера-Франсуа Дамьена, который неудачно покушался на жизнь короля Людовика XV. Конечно, Сансон не достиг бы такого поразительного числа казнённых, если бы не изобретение его доброго друга, господина Гильотена (или Гийотена, как на самом деле звучит эта французская фамилия). В разработке гильотины сам Сансон принимал живое участие.

Сансоны имеют дворянское происхождение

В конце XVII века, в правление славного Короля-Солнца, Людовика XIV, молодой дворянин Шарль Сансон де Лонгваль женился на дочери руанского палача. Неизвестно, сделал он это по любви или из-за финансовых затруднений (ремесло палача приносило немалый доход). Существует даже версия, согласно которой молодой гвардеец поцеловал на улице хорошенькую девушку, а та оказалась дочерью палача Лерассёра, и взбешённый отец угрожал беспечному дворянину смертью, если тот откажется жениться на девице. Как бы то ни было, факт остаётся фактом: де Лонгваль ушёл из гвардии и по настоянию своего тестя стал работать на эшафоте.

В то время должность палача уже была наследственной — сын или муж дочери палача обязан был обучаться у отца или тестя ремеслу и поступать на свободную должность в одном из французских городов. Шарль стал помощником палача. По легенде, на первой казни, где молодой человек выступал помощником, он упал в обморок.

Однако Сансон быстро стал хорошим специалистом, после смерти Лерассёра занял его должность, а позже указом Людовика XIV стал главным парижским палачом.

Сансон голосовал за гильотину

В тяжёлые годы Французской Революции устройство, придуманное ради уравнения прав благородных людей и простолюдинов — одинаково быстрая и милосердная смерть для всех! — оборвало жизни не только врагов Революции, но и многих её незадачливых сторонников. А предложил её использовать профессор анатомии Жозеф Игнас Гильотен, который дружил и часто музицировал вместе с Шарлем Анри Сансоном. Добрейший профессор по иронии судьбы был противником смертной казни в принципе, но, понимая, что о её отмене и речи быть не может, искал способ казнить людей как можно более гуманно.

Весной 1892 года Гильотен представил Национальному собранию проект механизма с деревянной рамой и опускающимся сверху полукруглым лезвием. Машину построил механик и мастер по настройке пианино Тобиас Шмидт, но он просил Гильотена и Сансона не упоминать его имя, и устройство получило имя не инженера, а идеолога.

Лейб-медик Антуан Луи вместе с Гильотеном и Сансоном представил устройство Людовику XVI, и гильотина получила одобрение монарха. Иронично то, что король будто бы самолично предложил усовершенствование конструкции — косое лезвие вместо полукруглого. Через два года короля казнили через отсечение головы на гильотине с таким удобным косым лезвием… Говорят, по дороге на казнь он интересовался у Сансона судьбой пропавшей экспедиции графа де Лаперуза.

Своеобразный рекорд третьего Сансона и семь его сыновей

Шарль Жан-Батист Сансон, представитель третьего поколения семьи парижских палачей, занял должность в необычайно юном возрасте восьми лет. Пожалуй, существуй в XVIII веке Книга рекордов Гиннеса, мальчика немедленно занесли бы туда.

Шарль Сансон де Лонгваль II, сын уже известного нам шевалье де Лонгваля, умер, когда его первенцу было всего семь лет. Должность по наследству перешла к маленькому Шарлю Батисту. Против традиции возразить было нечего, и мальчик до своего совершеннолетия присутствовал на казнях, которые от его имени совершал бывший помощник его отца, палач Прюдом. Таким образом третий Сансон официально пробыл парижским палачом 52 года!

У него было семеро сыновей, старший из которых Шарль Анри, которого впоследствии и прозвали Великим Сансоном, наследовал должность отца в 1778 году. Но и остальные дети Шарля Батиста тоже были палачами — в Реймсе, Орлеане, Монпелье, Суассоне, Дижоне…

Семья была состоятельной — ремесло палача приносило большой доход. В доме Сансона не было принято говорить о службе. Встречаясь за отцовским столом, братья-палачи обсуждали театр и музыку, в которой хорошо разбирались, а свою печальную работу называли не иначе как “делом”.

Последний Сансон и его гильотина

История семьи Сансонов закончилась на седьмом поколении. Последним представителем династии стал Клемент-Анри Сансон де Лонгваль. Это был хорошо обеспеченный и образованный человек, утончённый ценитель музыки и балета, заядлый игрок в карты. К его несчастью, к тому времени, как он сменил отца на должности парижского палача, во Франции настали спокойные времена. Казнить приходилось редко, а платили сдельно, за каждую казнь. В итоге молодой человек быстро промотал семейное состояние и оказался по уши в долгах. Пытаясь поправить своё положение и избежать долговой тюрьмы, он заложил фамильную гильотину.

Тут-то его услуги и понадобились государству! Кредиторы отказались возвращать ценный залог, и разразился скандал — палачу нечем было казнить осуждённого.

В итоге генеральный прокурор Франции дал Клементу-Анри деньги на выкуп гильотины, и 24 августа 1847 года, последний палач Сансон  казнил свою последнюю жертву, после чего был уволен.

Вот так бесславно закончилась история династии Сансонов, но не смертных казней. Некоторые страны мира до сих пор прибегают к услугам палачей. Об этом и о мемуарах, якобы принадлежащих перу Великого Сансона, мы расскажем в самом скором времени. 


Хотите узнать больше об игре и о времени ее запуска на Kickstarter? Подпишитесь на рассылку. Или поиграйте в демо-версию.

The Sanson family history | The Executioner

The Sanson family history

The Sanson family history
21.03.2017 admin

A popular historical anecdote says that the French Emperor Napoleon Bonaparte, when he met with the retired Parisian executioner, asked how can he sleep at night, having executed so many people. And executioner said: “If kings, dictators and emperors sleep well, why shouldn’t I?”

Such a man was Charles Henry Sanson, the fourth and the most famous member of this Parisian dynasty of executioners. Many books are written about his life, one is even signed by his own descendant. We’ll just go over the most interesting facts on this man and his family.

Notoriety is still a kind of fame

He executed some of the most famous french, like Louis XVI, his sister Elizabeth and wife Marie-Antoinette, revolutionaries Desmoulins, Danton and Robespierre, Marat’s killer Charlotte Corday and the chemist Lavoisier… It wouldn’t be an exaggeration to say that Sanson and his guillotine were central figures of the Great French Revolution.

It is deemed that this particular member of the Sanson family has performed 2918 executions — burnings, hangings, beheadings, breaking on the wheel and quartering. That last onу he had to recreate using old manuscripts specifically for the execution of Robert-François Damiens, who botched an assassination of king Louis XV. Of course, Sanson’s tally would’ve been way lower if not for the invention of his good friend monsieur Guillotin. Sanson took an active pat in creating the apparatus.

The Sansons were nobility

Near the end of the XVII century during the reign of the Sun King Louis XIV a young nobleman Charles Sanson de Longval married a daughter of an executioner from Rouen. His motive might have been love, or it could be that fact that he had financial troubles (the executioner in question was quite wealthy). There’s even a version where a young guardsman kissed a pretty girl on the street and her enraged father, who turned out to be Larasseur, an executioner, demanded the man to marry her or face his axe. In any case ву Longval left the guard and became an executioner himself at the insistence of his father in law.

This post had already become inherited at the time: a son or a daughter’s husband was obliged to learn the trade and assume a vacant post in one of the cities on France. Charles became his father in law’s apprentice and according to legend fainted during his first execution, but after very little time he became quite proficient. After Larasseur’s death assumed his post and later on by the special decree of Louis XIV became the principal executioner of Paris.

Sanson voted for the guillotine

During the tough years of the French Revolution the device conceived to grant an equally quick and merciful death for nobility and commoners alike cut short many lives, and not just of the enemies of the Revolution but of some of its unfortunate proponents.

The person who first suggested the use of a guillotine was an anatomy professor Joseph Ignace Guillotin who was a good friend of Charles Henry Sanson. Ironically the good professor was against capital punishment but understood that it wasn’t going anywhere, so he sought a way to execute people as humanely as possible.

During the spring of 1892 Guillotin presented the national assembly a project of a mechanism with a wooden frame and a descending crescent-shaped blade. The device was later built by a mechanic and a piano-tuner Tobias Schmidt, who asked Guillotin and Sanson to leave out his name, and so the mechanism was named not after its engineer but its ideologist.

Surgeon in Ordinary to the King Antoine Lou together with Guillotin and Sanson presented the device to Louis XVI, and the guillotine was approved by the monarch. He even introduced an upgrade — an angled blade instead of a crescent one. Two years after that the king was executed with exactly this conveniently shaped blade.

They say on his way to the execution he asked Sanson of the fate of comte de La Pérouse’s missing expedition.

A peculiar record of the third Sanson and his seven sons

When Charles Sanson de Longval II, the son of Chevalier de Longval we already know of, died his firstborn was only eight years old. Nothing could challenge tradition, and so Charles Jean-Baptiste Sanson, a member of the third generation of this dynasty, assumed his title regardless of his gentle age. If Guinness Book of Records existed at the time the boy would’ve certainly claimed his place in it.

He attended the executions performed by his late father’s assistant Prudom until he became of age. So officially the third Sanson worked as an executioner for 52 years!

He had seven sons and the eldest, Charles Henry, who was later called the Great Sanson, inherited his father’s post in 1778, but the rest also worked as executioners in Reims, Orleans, Montpelier, Soissons, Dijon…

Their family was wealthy — the executioner’s trade was quite profitable at the time. One of the customs at the family estate was to leave work on the scaffold. When meeting at his father’s table, the Sanson brothers discussed theatre and music, and called their grim duty simply “the work”.

The last Sanson and his guillotine

The Sanson line faded on its seven generation. It’s last member was Clement-Henry Sanson de Longval. He was a wealthy and well-educated man, а sophisticated connoisseur ща music and ballet and an avid card player. Unfortunately for him, as he assumed the executioner’s function after his father France experienced peaceful times. Executions were rare and paid for individually. Thus the young man has quickly run through his family’s fortune and sunk neck deep into debt. Trying to change his luck and avoid imprisonment he sold his family’s guillotine!

Coincidentally that’s when the realm found the need of his services once more. Creditors have refused to sell such a prize back to Sanson, and a scandal ensued — the executioner had nothing to execute with!

In the end Prosecutor General of France gave Clement-Henry the money to buy his guillotine back and on the 24th of August 1847 the last Sanson executed his last victim and was later dismissed.

Such was the inglorious end of the Sanson dynasty, but not of capital punishment. Some countries still have executioners on payroll. We’ll tell you more about that and about memoirs allegedly issued from the pen of the Great Sanson sometime soon.


Wanna learn more about the game and know the Kickstarter launch time in advance? Subscribe to our newsletter.